nachodki.ru интернет-магазин


...Жители Благовещенска и окрестных сёл с нетерпением ждали строительства дороги. От начала разработки проекта до отправления первого паровоза прошло без малого восемь лет. Основные работы, последовавшие за геодезическими изысканиями, начались осенью 1912 года, когда было получено распоряжение – срочно укладывать путь до Благовещенска. Уже в сентябре рабочие уложили первые рельсы.
В 1912 году начали строительство железнодорожного моста через реку Зею в районе села Белогорье. Первый поезд прошёл в сентябре 1913 года. Вся его конструкция была привезена из Германии.
В летописи Березовки записано: «В 1914 году закончено строительство железной дороги и станции Березовский-Восточный Забайкальской железной дороги, вторая по размеру и грузообороту после станции Благовещенск. Её протяженность составит 108 км».
Строили дорогу за казённый счет, деньги выделяло государство. Основную массу строителей привлекали по контракту из европейской части страны (в некоторые годы до 60 тысяч человек). Широко использовался труд каторжан, которых направляли на самые тяжёлые работы. Привлекалось и местное население. Строительные работы приобрели широкий размах: в самые сжатые сроки построили железнодорожные пути на головном, западном и среднем участках. Было сооружено много мостов через многочисленные реки, в том числе два железнодорожных моста через Зею. И в торжественной обстановке 6 декабря 1913 года из Благовещенска в Петербург вышел первый пассажирский поезд. 6 октября 1916 г. с открытием моста через Амур у Хабаровска дорога вступила в строй. Это был трудовой подвиг инженеров, изыскателей и строителей-рабочих.
Пробный поезд из Благовещенска вышел 5 октября 1913 года, а 19 декабря в Благовещенске состоялись торжества по случаю открытия сквозного движения от берегов Амура до Петербурга. Состав состоял из паровоза, тендера с дровами и семи отапливаемых вагонов.
В 1914 году вступил в строй весь средний участок Амурской железной дороги. С этого события начинается история железнодорожной станции моего села - Березовский-Восточный. Из рассказов местных жителей известно, что станция находилась в трёх километрах от деревни Березовки. Их отделяла красивая березовая роща. В разговорах местные жители уточняли: живу на станции или в деревне. Жили станционные рабочие в казармах, построенных недалеко от вокзала. Железнодорожный вокзал, возведённый в то время, существует и сейчас, только сделан косметический ремонт.
Одновременно с открытием железных дорог были введены сигналы для отправления поезда. С самого начала для этого применялись станционные колокола. Служащие пользовались ими в полном соответствии со служебным приказом. Назывался он звучно: «Колокола на станциях». Первый звонок служит для обозначения: на конечных станциях разрешение садиться в поезд всем пассажирам, а на промежуточных - по времени прихода поезда. Сигнал этот выражается звоном и затем одним ударом в колокол служащим на станции о выходе поезда с соседней станции. Звучали станционные колокола не один десяток лет. Непременным атрибутом стрелочников был сигнальный рожок. Днём они должны были иметь при себе флаги (красный и зеленый), а ночью и в туманную погоду - «зажженный фонарь». У нас на станции этими атрибутами железнодорожника пользовались до конца 60-х годов 20 века.
Ходили по нашей железной дороге и знаменитые «кукушки». Именно так называли и в народе, и путейцы маломощный паровоз, тянувший за собой не более 6-10 пассажирских вагонов. Официальное наименование паровоза - «К». А появился он на отечественных дорогах незадолго до Первой мировой войны, в 1911 году. Построен на Коломенском паровозостроительном заводе. Название «К», а также заливистые звуки паровозного свистка и эхо, разносившееся по округе, позволили «окрестить» его «кукушкой».
Большое значение имела железная дорога в годы Великой Отечественной войны. Железнодорожники своим трудом помогали в борьбе с врагом. Их труд по достоинству оценила Родина. Многие были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».
На основании документов, хранящихся в школьной Комнате боевой и трудовой славы, мы узнали имена людей, которые были удостоены этой награды. Среди них был Карацуба Михаил Филиппович, 1927 года рождения. Работать он начал с 14 лет зольщиком (чистил паровозы от золы). После получения паспорта работал приёмосдатчиком, стрелочником. С августа 1945 по 1948 год сопровождал составы на главную линию. Кубышкин Василий Михайлович, житель нашего села, работал стрелочником.
В 30-е годы прошлого века японцы оккупировали Маньчжурию, Советский Союз начал серьёзно укреплять оборону левобережной части Амура. В числе других объектов была построена и узкоколейка, соединяющая станцию Березовка и село Константиновка.
Железнодорожный маршрут даже был нарисован в атласе «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР», изданном Центральным управлением военных сообщений Красной Армии в 1943 году. Называлось это сооружение военно-полевой железной дорогой.
Военно-полевая (узкоколейная) железная дорога Березовский - Константиновка (Березовский - Петропавловка - Богородское - Черемховский - Исаевка - совхоз им.Лазо - Толстовка -Тамбовка - Верхний Уртуй - Крестовоздвиженское - Константиновка) имела протяженность 120 километров, пропускная способность - 7 пар поездов. Входила в состав армейского (2-й Краснознаменной армии) железно-дорожного участка Куйбышевка -Восточная - Благовещенск. В период войны с Японией заданные командованием перевозки оперативного характера, снабженческие и перевозки по перебазированию медицинских санитарных учреждений и складов армии данная дорога выполнила полностью.
После войны узкоколейка выполняла не только военные задачи. По ней перевозили и пассажиров. Жительница села Стаценко Лидия Герасимовна (1941 года рождения) вспоминает, как она ездила по этой дороге с бабушкой в гости к родне в Петропавловку: «Сидели мы на открытой платформе, в составе были ещё несколько платформ, только они были груженые песком, гравием и т.п. Дорога проходила в стороне от деревни, поэтому приходилось переступать через узкие рельсы и ещё идти до деревни полем».
Её тетя Кузнецова Нина Яковлевна (Гавриш) 1924 года рождения, вспоминает, что паровоз, который работал на узкоколейке, назывался мотовозом (это локомотив с двигателем внутреннего сгорания, с малой мощностью). На узкоколейке в Березовке было даже депо, где ремонтировали мотовозы.
Работала узкоколейная железная дорога до 1952 года. Сегодня она практически везде запахана, но, говорят, в отдельных местах проглядывают её остатки...
В 50- 60е годы продукты и промышленные товары для железнодорожников доставляли вагон-лавки из города Белогорска. С 1954-1956 год в таком вагоне работала продавцом Карацуба Матрёна Евсеевна. В середине 60-х была построена перрон-лавка. Вагон-лавки отменили, но хлеб доставляли пригородным поездом. В её обязанности входило принять хлеб. Стоянка поезда была от 3 минут до 5 минут. Количество хлеба доходило до100 булок. «Воровства не было, все относились доброжелательно, с пониманием», - вспоминает Матрёна Евсеевна.
Специально были вагоны, оборудованные под клубы, в которых показывали фильмы, читали лекции, проводили выставки по различным направлениям. Очень активно шла агитационная работа в период строительства БАМА. Несколько вагонов были заняты наглядной агитацией, посвященной стройке века.
Очень многие вспоминают специальный поезд «Благовещенск – Среднебелая». Этот поезд возил всех желающих в город на спектакли Амурского театра драмы. Специально в установленное время, а это примерно 5 часов вечера, состав прибывал на станцию Среднебелая и затем отправлялся в обратный путь, останавливаясь на каждой станции, пока шел до города. На вокзале пассажиров встречали специальные автобусы, которые доставляли всех к зданию театра. Начало спектаклей было в 7 часов вечера, и после его окончания все организованно возвращались домой. Но сколько было по пути впечатлений, смеха, веселья! Эти поездки запомнились сельчанам на всю жизнь.
Вспоминают люди и наводнения, которые были в 1982 и 2013 годах, и то, что дорога выстояла, движение поездов не прекращалось. А с 2013 года станция стала грузовой. Пассажирские поезда теперь не останавливаются здесь, но грузопоток большой - мимо станции стремительно проносятся современные локомотивы.
Идут годы... Село расстроилось, разрослось, слилось с когда-то отдалённой станцией. Железнодорожные казармы, предназначенные для жизни персонала, сносятся, проживающие там березовцы получают благоустроенные квартиры. Развивается, модернизируется и сама железнодорожная станция. Сейчас уже невозможно представить Березовку отдельно от неё.

Материал собран
Ольгой Михайловной Купцовой и Натальей Витальевной
Симоновой

 


Эстафету чествования сёл-юбиляров 20 июля принимала Анновка. В этот день замечательному селу исполнилось 135 лет!
С утра музыка на улице напоминала маленьким и взрослым, что наступил особенный день. Импровизированную, украшенную шарами и баннерами площадь, постепенно заполняли сельчане, размещаясь в «зрительном зале» под открытым небом.
Самые тёплые слова были адресованы старейшей жительнице села – Анастасии Ивановне Ивановой. Сегодня ей 88 лет, она - труженик тыла и ветеран труда. За свою трудовую деятельность работала и птичницей, и свинаркой, и разнорабочей, и техничкой в школе.
Чествовали на празднике и старожилов: Галину Петровну Долгополову, Марию Федоровну Баскакову, Николая Ивановича Берьянова, Валентину Ивановну Коренец, Анатолия Степановича Перчук и Любовь Кирилловну Подопригора. Более 60-ти лет прожили вместе семья Нелли Николаевны и Петра Ивановича Моревых.
Звания «Почётный житель села» удостоены Александр Алексеевич Долгополов и Михаил Андреевич Романюк. Оба они родились и прожили всю жизнь в родном селе. Трудиться начали сразу после школы, и даже после выхода на пенсию не прекратили работать.
Владимир Кондратьев, глава района, и Николай Шведов, председатель районного Совета народных депутатов, поздравив анновцев со 135-летием со Дня образования села, вручили поздравительные адреса и наградили активистов. Георгий Семенович Ус вручил главе поселения поздравительный адрес от губернатора Амурской области.
На этом юбилейные мероприятия не закончились. Работали выставки детского рисунка и прикладного творчества. Прошли шахматный турнир «Живые фигуры» и викторина на приз главы местной администрации. К вечеру односельчане снова собрались вместе, чтобы потанцевать, отдохнуть и повеселиться под заводную музыку. Кульминацией праздника стал фейерверк в честь юбилея!
Наш корр.


В преддверии Всероссийского Дня семьи, любви и верности, который приурочен ко Дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку, в Благовещенске чествовали супружеские пары, идущие по жизни вместе десятки лет. Общественную награду – медаль «За любовь и верность» - в этом году вручали в 8-й раз. Так поощряют супругов, проживших в браке не менее 25 лет, получивших в Приамурье известность крепостью семейных устоев и воспитавших детей достойными членами общества.
На торжестве в Общественно-культурном центре семьям из Благовещенска, Белогорска, Райчихинска, Ивановского и Тамбовского районов были вручены медали «За любовь и верность». Из нашего района этой награды удостоены две семейные пары: Сергея Шайхиновича и Валентины Фёдоровны Каримуриных из Среднебелой, Сергея Филипповича и Светланы Борисовны Щербань из Ивановки.
Каримурины в октябре отметят 45-летие свадьбы, Щербань в прошлом году отпраздновали 40 лет супружеской жизни.
Также на мероприятии были подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года-2019». В номинации «Лучшая сельская семья» победу одержали супруги Юлия и Николай Соломаха из Крещеновки.
Наш корр.


«Здравствуй, Гуля...», «Как дела, Гулечка?», «Гуля, привет!» - ерковецкие женщины громко здороваются со смуглой узбечкой, обнимая её. Та с удовольствием приветствует сельчанок, скромно улыбаясь в ответ. Мария Селицкая, Наталья Семененко, Татьяна Шкуро живут забор в забор с семьёй. «Мы соседки с трёх сторон. Нафотографируйте её, она у нас хорошая!» - смеются они.

 


Гузель и Мирза-Мухаммед Мамадётиповы переехали в Ерковцы три года назад. Растят троих детей: сыновьям сейчас 15 и 10 лет, дочери - 13. Семья дружная, работящая. Вот и сейчас, пока женщины разговаривают и смеются, Мухаммед сосредоточенно занимается шашлыком, не забывая, впрочем, с улыбкой прислушиваться к разговору.
Как рассказали сельчанки, учить Гулю чему-то им не пришлось, она сама всё умеет. «Пчёлка! - нахваливают они. - Молодец, развела хозяйство, готовит очень вкусно». Всегда угощает своих соседок не только праздничными блюдами, но и просто так – от души и щедрости. «Так бы мне научиться готовить, - без устали рекламируют свою соседку добрые женщины.- А её самса это просто пища богов».
«А вот моя мама!» - обрадованно объявляет Гузель, указывая на подошедшую (явно русскую) женщину. Все дружно рассмеялись моему удивлению, а Вера Мищенко так объяснила своё «родство»: «Они такие молоденькие... Моя дочь далеко - в Краснодаре, а Гуля наоборот - сюда издалека приехала. Я и говорю – ой, как моя доча. Может, о моей девочке кто-нибудь позаботится там, а я уж тут присмотрю…»
К концу разговора к нашей компании присоединилась почти вся улица Советская. Дружные, добрые, общительные люди живут в Ерковцах!

Елена ХАКИМОВА

 



В органах внутренних дел Приамурья немало семей, где оба супруга являются сотрудниками. У каждой из таких супружеских пар своя история: кто-то познакомился на службе, кто-то узнал другого благодаря своей работе, ну а кто-то был знаком с будущей половинкой давным-давно...
Готовясь встретить День Семьи, любви и верности, амурские сотрудники правопорядка (в том числе ивановского ОМВД) участвовали в праздничной акции «Из поколения в поколение. Моя полицейская семья».
Анна и Константин Печеник вот уже на протяжении восьми лет - семья. Для каждого из них это не просто слово. СЕМЬЯ это тепло, забота, взаимопонимание, поддержка.
Супруги только рады тому, что работают вместе. Константин - майор полиции, оперативный дежурный дежурной части. Анна - старший сержант полиции, полицейский отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания.
Каждую свободную от службы минутку супруги стараются проводить со своей дочерью Елизаветой. И, откроем секрет, совсем скоро в семье Печеник появится ещё один ребёнок.

Авторизация