В конце марта постоянный наш автор - поэт Анатолий Зубков из Ивановки - принёс в редакцию несколько своих работ из задуманного вместе с Александром Грабором календаря природы. “Несмотря на то, что мы живём в соседних подъездах, с творчеством Зубкова я познакомился благодаря вашей газете, - рассказал Александр Грабор. - Пообщались с ним поближе и родилась у нас идея - сделать альбом с рабочим названием “Ивановка. Прогулки между строк”, в котором его стихи должны иллюстрироваться фотографиями, сделанными мною в селе и окрестностях. Я постараюсь максимально реалистично передать все тонкости и нюансы стихотворений Анатолия. А пока же примите для поэтической странички “Амурца” эти фото времён года, на которых запечатлены дорогие для каждого ивановца уголки нашей природы. Представляем вашему вниманию начало календарного цикла стихотворений – «зимние» и «весенние» стихи...
Анатолий ЗУБКОВ
ДЕКАБРЬ Зима пришла. Декабрь диктует моду: Лишь чёрному и белому цена! В контрасты наряжает он природу. И, может быть, чуть-чуть в полутона…
Мороз выводит на стекле узоры И одевает ели в жемчуга. Во льду застыли реки и озёра, Стоят до срока на полях стога.
Ночами звёзды светят еле-еле. Природа спит на снежных простынях. Берёзки дремлют у её постели, Им снится лето и луга в цветах…
Завыли вьюги, замели метели, И солнце в небе теплится едва. Ветра шальные просто одолели. Растут сугробы, где росла трава.
У декабря авторитет бесспорный, И доводы простые – лёд и снег. Пустует лес и тихий, и покорный. С зимою спорит только человек!
На площади достраивают горку, И поливают длинный скат водой. И наряжают сказочную ёлку, Ведь Новый год уже не за горой.
Последний месяц года на исходе, Сегодня он отходит от забот. Как издавна заведено в природе - Владенья уступая в свой черёд…
Зима идёт, не изменив маршрута. Но всё вокруг изменится вот-вот. Закончилась последняя минута. Декабрь уходит. И уходит год.
ЯНВАРЬ Январь раскинул пышные снега Трещит мороз. Срывается пурга. И с лихостью, довольная собой, Играет вьюга дымом над трубой.
В Ивановке, в моём родном селе, Два озера сверкают в хрустале. Умелая и ловкая метель Им стелет по-приятельски постель.
Оделся парк в сверкающий наряд. Искрится всё, куда ни бросишь взгляд. Застыл весь мир, глядит по сторонам, Ведь, в сущности, так мало нужно нам…
На белом фоне розовый закат Горит и завораживает взгляд, И на душе становится светлей… Зима, ты только снега не жалей!
Волшебный мир открылся надо мной, Танцует снег, а сам совсем седой. Ну чем мне этой снежности помочь?.. Опять все краски смешивает ночь.
Наверное, он мудрый, раз седой? Не падай, снег, на голову бедой. А ты, январь, гони своих коней! К любви гони…спасенье – только в ней.
ФЕВРАЛЬ (сказка про влюблённый февраль и Ивановку)
В природе случилась большая потеря - Февраль прилетел… да два дня растерял! И мечутся птицы, и мечутся звери: «Ты сам обронил или кто-то украл?!»
«Да ты хорошенько пошарься под мышкой», - Рассерженный ветер угрюмо ворчал. «Теперь так и будешь: февраль-коротышка!» А тот и не помнит – куда подевал?..
Лютует зима, рядом рыщут метели. Все звери по норам – детишек им жаль: «Еды было много, да за зиму съели, Уж ты отпустил бы морозы, февраль».
А было всё это на День Валентина. Влюбляются все, и февраль захотел. И, в общем, сложилась такая картина: Февраль потеплел, потеплел, аж вспотел.
Прибавил он час, и сугробы осели, По твёрдому насту иди хоть куда. И, будто ручные, притихли метели, Сосульки висят... Благодать, господа!
Теперь февралю предстояло открыться. «Влюбился я, братцы». – «Да что за дела? А нас ты спросил? Да во что тут влюбиться?!» - Метель понесла…и мела, и мела!
«В большое село, там две речки по краю - В Ивановку, братцы. Да так полюбил! Немного за сто…Красота – неземная!» - «Да ты «молодуху» себе отхватил!»
Февраль осуждали, жужжали, как в улье: «Холодный ведь месяц, а что отмочил?! Бывал тут один, тоже маялся дурью. Всё правду искал. Сам гвоздя не забил».
Намедни зима повстречалась с весною И долго о чём-то шептались они. Но так я скажу меж тобою и мною: «Зима утащила февральские дни!»
Собрался совет и был скор на расправу: Связали тут зиму, в село понесли. Отдали сельчанам её на забаву, А те будто ждали, да сразу сожгли.
Потом извинялись они в воскресенье. Февраль вспоминали, что, мол, не подвёл. И все друг у друга просили прощенья. Февраль посидел, посидел… и ушёл.
Влюблённый, летит он за дальние дали! Вернётся ли снова? Таким же? Как знать… И, может, его бы мы снова позвали, Да завтра весна. Как бы нам не проспать!
МАРТ Вот и весна! И первый бал даёт природа. Настало время пробужденья ото сна. Какое сказочное всё же время года, Когда на улице и на душе – весна!
На тройке март, победно сжав в руках поводья, Летит вовсю - где ни проехать, ни пройти! Он навещал свои замёрзшие угодья, В который раз с зимой встречаясь на пути.
Непредсказуема зима на переломе. Нашла работу для метелей и снегов: Всё позасыпала, и на речном изломе Под снежной скатертью не видно берегов.
Но вот на краешке зимы легко и смело Весна-красавица раскрыла два крыла, И тёплым ветром над землёю полетела! Зима-старуха еле ноги унесла.
Теперь заботы у зимы совсем иные: Минуя просеки, дороги и мосты, Чтоб починить свои оковы ледяные, Она крадётся под покровом темноты.
Да только зря. Уже назад не будет хода. Который день ветра сосульками звенят. Вчера наряд себе готовила природа, Не пряча радостный победоносный взгляд.
Прощался март, слезами тая у проталин. И мы прощались, безнадёжно влюблены… Мы просто первую любовь тогда узнали, А март всегда был самым первым у весны.
И вот, поднявшись над землёю белой птицей, Едва укрывшись ниспадающим плащом, Март улетает, чтобы снова возвратиться, Чтоб аромат весны почувствовать ещё. АПРЕЛЬ Зиму белую у небосвода Кудрявый апрель разломил пополам. И от радости плачет природа Берёзовым соком по белым стволам.
Долгожданный мой месяц иллюзий, Я помню, конечно, твой каждый приход. Что-то общее в нашем союзе: Что было не так, то со снегом сойдёт.
Посмотри, возвращаются птицы, Туман по утрам укрывает село. Это счастье – суметь возвратиться Туда, где впервые ты стал на крыло.
А зима, видно, что-то забыла, Сегодня опять приходила она: Снегом сыпала, вьюгой кружила. Обид не простила – была холодна!
Новый снег, он не долго держался. Апрель засверкал в серебристых ручьях. Ветерок, что над рощей метался, Запутался где-то в высоких ветвях…
Будто клады – открылись озёра, Весеннему солнцу даря жемчуга. И стоит на крылечке простора Моя сторона… Как ты мне дорога!
И, как будто приближенный к чуду, Взираю, твоей красотой восхищён. И, надеюсь, что я ещё буду И понят, и принят тобой, и прощён…
У весны есть крылатый посредник, Забавную он раскрутил карусель. Переменчивый мой собеседник - Приятель давнишний, смазливый апрель.
МАЙ Весна, погодкой завлекая, Меня из дома позвала. Иду сегодня в гости к маю Куда-нибудь на край села.
И здесь до сумерек пробуду. Вокруг меня цветущий сад: Земля в цветах, цветы повсюду, Сведёт с ума их аромат!
Горчит черёмуховый омут, У яблоньки - медовый дух. Здесь лишь один теплом не тронут: Июньский пасынок – лопух.
Барашки стряхивает ива, Соря пыльцою золотой. Я прохожу неторопливо И наслаждаюсь красотой.
Сирень лиловыми кистями Неслышно мне помашет вслед. А запах, сдобренный слезами, Я помню с юных школьных лет.
Наш выпускной остался с нами На расстоянии руки. И, как тогда, под фонарями Летают майские жуки... Счастливый случай улыбнулся, Пусть говорят, что повезло: Да только я к тебе вернулся, Моё цветущее село. 2016 год |