Главная arrow Путь к храму Make Text BiggerMake Text SmallerReset Text Size
Амурец
Путь к храму
Долгожданный подарок к престольному празднику Версия для печати Отправить на e-mail
11.10.2018
Image
 
 
    9 октября, во вторник, Ивановка праздновала престольный праздник нашего храма – преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова, покровителя села.
    За Божественной литургией в обители собрались верующие, монашествующие и духовенство Амурской области. Возглавил богослужение архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан.
    После чтения Евангелия Владыка произнес небольшую проповедь. Он поздравил прихожан с престольным праздником и призвал всех уважать, любить друг друга, честно трудиться на благо будущего – детей и внуков, и тогда и материальная, и духовная жизнь каждого из нас и села в целом станет лучше. 
    По окончании праздничной литургии состоялся малый крестный ход вокруг старинной церкви, построенной в 1866 году по благословению и на средства святителя Иннокентия Московского, бывшего в ту пору Преосвященным Камчатской и Благовещенской епархии.
    Завершилось действо знаковым событием – правящий архиерей Высокопреосвященнейший Архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан освятил долгожданные колокола, средства на которые сельчане собирали два года. Немалый вклад внесли и петербургские меценаты.
    В этот день позвонить в колокола могли все желающие, и не только те, кто присутствовал на территории храма. Несколько часов грузовичок, на котором была установлена звонница, разъезжал по селу, делая остановки в разных его уголках. И стар, и млад спешили к автомобилю, чтобы услышать благовест и самим прикоснуться к колоколам. 
    А к вечеру церковные колокола заняли своё постоянное место – на звоннице храма апостола Иоанна Богослова. 
    Наталья КРАВЧЕНКО    
 
Image
 
 
Image
 
 
Image
 
 
Image
 
 
Image
 
 
Image
 
 
Image 
 
Именины села под звон колоколов Версия для печати Отправить на e-mail
04.10.2018
Image
 
 
    9 октября  Ивановка празднует престольный праздник нашего храма – преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова, покровителя села.
 
    Апостол Иоанн Богослов единственный из апостолов умер естественной смертью. Во время гонений императора Домициана апостола приговорили к смерти через принятие яда. Но яд не повредил ему. Тогда апостол был сослан на остров Патмос, где написал Апокалипсис (Откровение). После смерти Домициана апостол вернулся в Эфес, где жил до ссылки. Там он написал Евангелие от Иоанна. Почувствовав приближение смерти, апостол Иоанн в сопровождении семи учеников отправился за город и велел выкопать себе могилу. Когда могила была готова, он лёг в неё и велел ученикам покрыть его землёй. Ученики сначала покрыли его землёй до колен, потом по шею, а увидев, что святой старец уже не дышит, накрыли его лицо платком, и поцеловав, всего накрыли землёй. Эфесские христиане, узнав о таком погребении, наутро пришли и раскопали могилу. Они хотели похоронить его в более почётном месте, но могила оказалась пуста. Таким образом, Иоанн Богослов оставил нам ещё одну тайну – тайну своей смерти.
   
9 октября службу возглавит правящий архиерей - Высокопреосвященнейший Архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан. Петь будет архиерейский хор. После Божественной литургии состоится освящение долгожданных колоколов, средства на которые собирались всем селом, а также благотворителями из Санкт-Петербурга.
   
БРАТЬЯ И СЁСТРЫ, ПРИГЛАШАЮ ВАС ВСЕХ 
    НА ПРАЗДНИЧНУЮ ЛИТУРГИЮ И ОСВЯЩЕНИЕ КОЛОКОЛОВ. 
    Расписание богослужений: 
    ПОНЕДЕЛЬНИК, 8 октября - в 17-00 – Всенощное бдение, 
    таинство Исповеди по окончании;
    ВТОРНИК, 9 октября -  в 9-00 – Божественная Литургия. 
    Крестный ход. Освящение колоколов. 
    Тел. храма -929-477-90-92.
Настоятель иерей Алексий
 
Открывая страницы истории: Храму Ивановки - 135 лет! Версия для печати Отправить на e-mail
22.03.2018

    Этот материал написан по сути телефонного разговора с батюшкой Варфоломеем, который состоялся в преддверии трагической для Ивановки даты. 
    Знакомить с батюшкой Варфоломеем, думаю, большинство читателей нашей газеты не нужно – с него началось восстановление храма Ивановки. Он почётный житель села, долгое время служил в нашем храме, а теперь продолжает свою службу в Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре в Мордовии.
   
Image 
 
Достаточно часто он приезжает в наши края и обязательно заходит в редакцию поговорить. В своё время мы вместе с ним работали над созданием тематической странички «Путь к Храму». В беседе с нами он, в основном, старается расспросить о нашей жизни, новостях села и района, впрочем, охотно и сам отвечает на вопросы. Сейчас батюшка работает над диссертацией церковно-исторической направленности. Факты находит в Государственном Российском архиве древних актов в Москве, Российском Государственном исторический архиве РФ в Санкт-Петербурге.
    Работая с документами, собирая по крупицам данные, не забывает он и о ставшем родным селе: «Несмотря на то, что я так далеко от Ивановки, где немало было положено трудов, в памяти и в сердце она всегда со мной. Я скучаю по удивительным людям, по селу с его трагической историей, по природе и яркому солнцу…».
    Именно поэтому, наверное, особую радость ему приносит новости о нашем райцентре, попадающиеся в ворохе информации. У себя в компьютере он создал отдельную папку «Ивановка». «Я благодарен Богу, судьбе, что  могу поделиться с жителями Ивановского района и Ивановки добытыми крупицами истории. В данное время, работаю в архивах 19 и начала 20 веков, - поделился он. – Открытием оказалось то, что храму в Ивановке в этом году исполнится 135 лет!» 
    На мой вопрос: «А как же так? Мы недавно праздновали 150 лет», батюшка ответил: «Всё правильно, это был первый храм. А нынешний храм фигурирует в документах Хозяйственного управления Св.Синода и Контроле при Св.Синоде как постройка 1883 года. Это открытие подчёркивает одну из страниц истории храма». 
    Ещё живя в Ивановке, о.Варфоломей предполагал, что это не первое здание в селе, посвящённое Богу, но подтверждающих документов не было. Работая в архивах, он всё же обнаружил в статистических ведомостях подтверждение своим догадкам. И не в одной ведомости, а в трёх - за разные годы! Также храм именуется в синодальных документах того периода как «Богородично-Иоанно-Богословский». «Это название мы ещё устанавливали в архивах Амурской области, там также есть документальное подтверждение, которое говорит о том, что ивановский храм с 1895 года носил это название, - пояснил он. - Но эти факты ни в коем случае не умаляют дату 150-летия нашего храма. Никакого противоречия я не вижу в этом. Юбилей будет справляться ещё раз, если доживём. Хочу напомнить, что первый храм был построен на скорую руку, что было характерно для первопроходцев, а потом, со временем обживания территории, происходила его перестройка. Возможно, храм просто увеличили. Это допустимо по большому счёту. Возможно, и оставили восточную стену, достроив её. Это дело археологов. Но если бы в Ивановке когда-то было два храма, то кто-нибудь из прихожан или жителей села всё-таки указали бы на него. В 90-х годах прошлого века ещё были живы Мария Шугаева, у которой я жил, Таисия Картавцева, Георгий Геращенко и другие прихожане: все они указывали только на нынешний храм».
    То есть, и первый, и второй храмы стоят на одном и том же месте. Как говорит батюшка, вполне уместно праздновать две даты – и 135, и 150 лет.
    Есть также информация и о других храмах нашего района. Батюшка поведал, что церковь в Новоалексеевке долгое время называлась – «Храм в Новоалексеевке», то есть своего рода была безымянной. Так вот архив открывает нам, что храм в Новоалексеевке был освящен во имя святителя Алексия Московского, русского святого 14 века. Это удалось узнать, исследуя статистические ведомости Благовещенской епархии по храмам Амурской области.
    О духовной и церковной жизни нашего района знали в прошлом веке даже в далёком Санкт-Петербурге, там же и решали вопросы отдельно взятых маленьких селений. Например, в Хозяйственном управлении Св.Синода (главное управление церковными делами государства того времени) решался вопрос помощи ерковецкому храму в приобретении церковной утвари для благоукрашения храма. Представляете?! В самом Синоде принимали решение о храме в маленькой деревне на краю империи! О Ерковцах знали в Петербурге! Этому событию было посвященно целое дело. Приняли положительное решение.
    Работая в архивах, батюшка также нашёл несколько интересных фотографий. Одна из них о Черемхово. В этом селе в начале 20 века система образования была достаточна сильна, там работали одноклассные и двухклассные школы. Нашлись фотографии этих школ - одноэтажное и двухэтажное здания. Здесь же запечатлен и директор школы - священник Александр Самсель. Он после служения в Черемхово стал настоятелем Ивановского храма.
    Удивительна фотография начала 20 века ивановской приходской школы, которая и по сей день находится недалеко от храма. Самое интересное - мы довольно часто проходим и проезжаем мимо нее… а сейчас там магазин «Олеся».
    Интересна фотография учеников ивановской школы 1907 года: девушки Анастасия Безрукова, Екатерина Геращенко, Серафима Марченко, Ефросинья Бондаренко, Варвара Шульгина, юноши Василий Губченко, Иван Фисан, Георгий Железной, Николай Шиловской, Иван Денисов, а также их учитель Кульбицкий. Здесь предки ныне живущих смотрят на нас. Это важно их потомкам. Такими фотоснимками приоткрывается целый мир - мир жизни, и мы понимаем, что знаем все перечисленные фамилии.
   
Image 
 
«Удивительная сохранность фотографий и подпись, - восторгается батюшка. - Попробую переправить их в районный музей. Может быть, даже в этом году. Очень надеюсь, что всё получится, и лично привезу копии этих снимков». 
    Самое интересное, что эти фото в начале 20 века публиковались в журнале «Народное образование». То есть, Дальний Восток был тогда не таким уж и дальним... А внимание к духовным нуждам дальневосточников было постоянным. Благодаря трудам и Святителя Иннокентия, величайшим миссионером-проповедником на этой земле. Он был не только церковным, но и потрясающим государственным деятелем, который говорил о важности Амура и обширной территории под названием Дальний Восток.
    «Да, и ещё по Ивановке! – добавил батюшка. - Чуть позже я нашёл интересный материал о том, как ежегодно встречали Албазинскую икону Божией Матери. Не секрет, что с 1902 года чудотворный образ Пресвятой Богородицы покидал Благовещенск после Троицы и, согласно списку, посещал чаще всего населенные пункты Зазейского края (левой стороны Зеи), в том числе, Ивановку. Икона оставалась в селе не на один день, а на несколько... Но об этом расскажу чуть позже. Это тема отдельного разговора».
    Вот такая интересная беседа состоялась с батюшкой. Прежде, чем попрощаться, он просил передать поклон всем жителям района, особо Ивановке, и лично Георгию Семёновичу Ус, а также огромный поклон музейным и библиотечным работникам района, которые стараются, чтобы все с трудом найденные скупые факты, касающиеся истории района, стали достоянием жителей.
    Даст Бог, батюшка Варфоломей в этом году приедет в Ивановку, и, как всегда, постарается зайти ко всем своим друзьям.
    
Светлана ЩЕРБАНЬ
 
ЭКСКУРСИЯ В ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ Версия для печати Отправить на e-mail
03.08.2017

    Экскурсия организована для детей-инвалидов специалистами ивановского комплексного центра социального обслуживания населения. Перед тем, как посетить храм Иоанна Богослова в Ивановке, ребята узнали его историю. Ведь в настоящее время это единственное строение в райцентре, сохранившееся и функционируещее с позапрошлого века - храм построен был в 1866 году!
    Юные ивановцы узнали, для чего можно и нужно ходить в церковь, как там себя вести, кто такие церковные служители. Посмотрели фильм “Время собирать камни”, снятом о нашем храме при участии игумена Варфоломея.
Батюшка Алексей и матушка Раиса предложили маленьким гостям поставить свечи и, после предварительно беседы, познакомили ребят с внутренним и внешним устройством храма, назначением церковной утвари. На память каждому ребёнку матушка подарила образ иконы Иерусалимской Божией Матери, детские православные книжки, буклеты.
 
Image 

 
Церковь Березовки – прошлое и настоящее Версия для печати Отправить на e-mail
16.03.2017

    У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Такая история есть и у березовской церкви. Многих сведений о сельской церковной жизни нет ни в одном архиве, ни в библиотечных фондах… Зато сохранилась история в народной памяти, её и собирала по крупицам школьница Полина Щерба.  Исследовательская работа, проведённая ученицей 10 класса березовской школы, ставила перед собой несколько задач: найти сведения о возникновении села и строительстве церкви в нём; изучить историю сельской церкви в советский и постсоветский период; проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности Березовки. 
Какие выводы сделала Полина, подведя итоги своего исследования? Без прошлого нет будущего - старшеклассница уверена, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. А уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека.
История села и церкви
    Освоение Дальнего Востока, проходившее в конце XIX века, привело на амурские земли немало переселенцев. Первое упоминание о Березовке даётся в исследовании Грум-Гржимайло «Описание Амурской области», изданном в 1894 году: «Деревня Березовка на Зейском лугу, близ озера, в 50 вёрстах от города. Деревня первоначально в 1880 году заселена молоканами, но когда в 1888 г. пришли новые переселенцы из Полтавской губернии, все молокане выселились в Гильчинскую волость».
    Из летописи Игнатенко Евтихия Михайловича, уроженца села Березовка, мы узнаём, что на углу нынешних улиц Красноармейской и Вокзальной в 1905 году была построена часовня в честь Покрова Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а Березовка получила статус деревни Семиозёрского прихода. Вскоре был установлен престольный праздник на Покров Пресвятой Богородицы, который празднуется 1 октября по старому стилю.
    В этом же году рядом с часовней была построена церковь. Строили храм сами крестьяне, навозили сосновых брёвен, в основном, из зазейских хребтов. Церковь получилась простенькая – небольшая, трёхкупольная, без резных украшений, с невысокой колокольней с тремя колоколами разной величины. Внутри сделаны раздвижные перегородки, закрывающие царские врата с иконостасом и алтарь. На богослужении перегородки раздвигались, а во время школьных занятий – сдвигались.
    Все дни недели ученики церковно-приходской школы учились здесь – было открыто три класса.  По стенам развешены иконы, основное внимание уделялось изучению молитв, Закона Божиего. За неудобными партами сидели по четыре человека, писали на грифельных досках. Дисциплина соблюдалась жёсткая, если ученик провинился, то учитель мог ударить, поставить в угол на колени на 40-50 минут... По выходным дням из соседней Семиозёрки приезжал поп и все жители села собирались в школе.
    Церковное здание в то время было окружено парком, в котором густо произрастали белая и чёрная берёзы, дуб, липа, тополя, клён, карагач, черёмуха, яблони, осина. Густой подлесок - шиповник, орешник, ивняки - добавлял пышной зелени… Летом из парка раздавался непрерывный птичий перезвон.
    Интересно описывает Евтихий Михайлович Игнатенко празднование 300-летия царствования Дома Романовых в феврале 1913 года: «В Березовской церкви был отслужен благодарственный молебен, который закончился славословием – хором все присутствующие пели «Славься, славься, наш русский царь: господом данный нам царь-государь. Да будет бессмертным твой царский род, да им благоденствует русский народ». Затем священник с крестом пошёл из церкви на паперть храма. Мужики поставили стол, а затем на него поставили большой ящик с кистями, наполненный конфетами. Священник брал конфеты в правую руку и бросал их в толпу, собравшуюся перед церковью. А в это время учитель, Афанасий Николаевич Лукашевич, построил в стороне от толпы учеников в одну линию и повёл их гуськом к стоящему рядом второму столу, на котором был тоже ящик с конфетами. Около этого стола стоял псаломщик, ученики подходили по очереди к столу и он давал каждому по три конфеты. Когда сладости кончились, священник поднял крест над головой и громким голосом произнёс «Господи, храни нам царя!», и все присутствующие запели гимн: «Боже, Царя храни! Сильный, державный, царствуй на славу, на славу нам!»
    23 января 1918 года был опубликован Декрет советского правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе совести. Он декларировал принцип невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательство церкви в управление государством. 
    После окончания гражданской войны страну постигло страшное бедствие – начался голод и вымирание людей. Для оказания помощи голодающим в феврале 1920 года ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи. С этого момента началась массовая кампания по подготовке общественного мнения к закрытию церквей. К ней стали относится как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.
    В результате массированной атеистической пропаганды среди сельского населения стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия утратили своё значение. Им было безразлично – действует ли в селе церковь или её отдали под склад либо клуб. А в 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов с дальнейшей передачей их в Фонд индустриализации. Многие церкви постепенно стали закрываться.
    Так был снят колокол и в Березовке. А во время Великой Отечественной войны в церковном здании села расположился военный госпиталь. В 1945 году церковь и вовсе закрыли, признав строение аварийным. Постепенно пришёл в запустение и церковный сад, а ведь сколько лет приходили сюда сельчане отдохнуть душой - прогуляться по липовой аллее, полюбоваться цветущей сиренью или плодоносящими яблонями…
   
Image 
 
После войны здание церкви долго пустовало,  а в 60-х годах на месте снесённого храма построили кинотеатр «Восход». Более двадцати лет кинотеатр был общественным и культурным центром Березовки. Сюда приходили пионеры и комсомольцы на собрания, здесь собирались жители села, отмечая памятные даты. Но в 1991 году, во времена перестройки, его в свою очередь закрыли – по причине нехватки денег на содержание. В результате более 20 лет посреди села простояло покинутое здание, зияя чёрными глазницами разбитых окон…
    Но к людям постепенно возвращается память… Что помогло этому? Стук нашего сердца или слёзные молитвы Ангела, хранящего святое место?! Церковь начала возрождение! В селе появился свой священник – отец Виктор (Суворов). А весной 2014 года произошло настоящее чудо – началось строительство нового храма. И именно на том самом месте, где была возведена березовская церковь более ста лет назад!
    Да, дом Божий оживает. И наполняются радостью сердца сельчан - свидетелей его возрождения. 
Кажется, что люди стали от этого добрее…

 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 Следующая > В конец >>

Всего 1 - 9 из 27
Фото

Кто он-лайн
Сейчас на сайте:
Гостей - 4

Православные праздники

Яндекс цитирования